Контакты | Карта сайта | Размещение рекламыСделать стартовой | Добавить в закладки | RSS
Поиск по сайту
Полезное
Наши друзья
Статистика
Путеводитель по сайту » Библиотека Современника » Литературное кафе » Житиё странствующего проповедника

Добро пожаловать на портал "Библиотека Современника!"

   

Житиё странствующего проповедника

Родился странствующий проповедник в 1722 году в семье малоземельного полтавского казака. По мере взросления росла у Григория необыкновенная страсть к наукам. Он учился в Киево-Могилянской духовной академии, путешествовал по Восточной и Западной Европе. Сковорода пешком исходил немецкие земли, жил в Венгрии, слушал лекции знаменитых профессоров во многих университетах.

Прекрасно образованного молодого человека пригласили занять должность учителя поэзии в Переяславле. Желая внести новую струю в изящную словесность, Сковорода написал учебный трактат «Рассуждение о поэзии». Коллеги и начальники не поняли начинания Сковороды. Теории нового учителя резко расходились с бытовавшей тогда сухой схоластической системой. Отстаивая свое мнение в споре с тамошним епископом, Сковорода привел в пример латинскую поговорку: «Иное дело пастырский жезл, а иное пастушья свирель». Григория тут же обвинили в гордыне и уволили из училища. Через несколько лет Сковорода пробует себя на поприще штатного профессора благонравия в Харьковском коллегиуме. Однако и здесь прижиться он тоже не смог.

Не раз уговаривали философа принять монашество. И действительно, Сковорода любил монастырскую жизнь, но довольно часто встречал он в обителях людей, живущих отнюдь не по-монашески. Потому и отвечал на предложения грубовато, но с искренним прямодушием: «Разве вы хотите, чтобы я умножил число фарисеев? Ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и монашествуйте!»

И тем не менее Григорий Сковорода искал уединения, которым стала глухая деревня Старица в окрестностях Белгорода. Здесь он писал духовные поэмы, сочинял нравоучительные басни и трактаты. Но он так и не превратился в отшельника. Оставив Старицу, неугомонный философ пускается в странствие. Ходит пешком, ночует в садах где-нибудь под кустом, а зимой в конюшне. А по пятам уже гонится и шелестит молва, как добрая, так и худая. «Это человек Божий, у него мудрость и большая ученость», – толковали одни. «Сковорода не ест мяса и не пьет вина, еретик, не иначе», – рассуждали другие.

Странствующий проповедник появляется на шумных торжищах, в отдаленных селах, подолгу гостит в домах радушных хозяев. Народ стекался послушать неприхотливого странника. «Тот ближе всех до неба, кому в жизни меньше треба» – так обычно начинал он свои беседы.

Григорий Сковорода много рассуждал о счастье, которого все жаждут. Но где искать его? Большинство гоняется за счастьем, думая, что оно лишь в том, чтобы веселиться без удержу в праздных утехах. Сковорода же толковал счастье совсем по-иному. Для подлинного счастья надо отвергнуть все излишества, довольствоваться малым и созидать внутри себя Царство Божье, потому что, «когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце мирно, то все светло, счастливо, блаженно».

Его благочестивое настроение прекрасно отражалось в поэзии и музыке. Он хорошо играл на скрипке, флейте, бандуре и гуслях. Делал искусные музыкальные переложения библейских псалмов, сочинял духовные концерты, писал назидательные стихи. Каждый новый день встречал он с ликованием и радостью. «Не пашу, не сею, не покупаю, не воинствую, – писал он друзьям.– Что же делаю? Всегда благословляя Господа, пою воскресение Его. Учусь быть довольным. Неблагодарная воля есть ключ адских мучений; благодарное же сердце есть рай сладостей. Поучайтесь в благодарности, сидя в доме, идя путем, засыпая и просыпаясь. Всегда радуйтесь, за все благодарите, молитесь».

К Библии Сковорода подходил с величайшим благоговением. «Возлюбленная», «Голубица» – так называл философ Священное Писание. «Сердце человеческое не может быть без упражнения; если удаляется от него мысль священная, понятия Истины, то оно мгновенно повергается в занятия подлые, и чтит, и величает, и боготворит презренное, ничтожное, суетное».

Истины Библии составляли и основу народного учительства Сковороды. «Учитель не учитель, а только служитель природы», – любил повторять он. Под природой Сковорода понимал искру Божью, заложенную в человека изначально, от рождения. Настоящий учитель призван помочь человеку отыскать свой дар или талант. Множество притч и трактатов посвятил Сковорода теме поиска занятий по душе. «Многие, презрев природу, избирают для себя ремесло самое модное и прибыльное, а потом сильно обманываются, – замечал проповедник. – Если же отнять у человека сродное действие, тогда ему смертная мука. Гнусны тогда кажутся соседи, постылы разговоры, хулит человек народ свой и своей страны обычаи, ропщет на Бога».

Без устали проповедовал Григорий Саввич идею подвига, в первую очередь – подвига самопознания. Круг его учеников и почитателей возрастал из года в год. Это принесло свой плод: его близкие друзья основали впоследствии университет в Харькове.

Последний приют странствующий учитель нашел на родной Украине у своего друга и ученика Михаила Ковалинского. Как-то на закате дня Сковорода удалился в свою комнату, стал на молитву, а затем прилег, подложив под голову Библию. В тот вечер душа странника отошла в мир иной. Незадолго до кончины Сковорода завещал похоронить его на любимом месте, около рощи и гумна. А на могильном памятнике велел написать слова: «Мир ловил меня, но не поймал».

Владимир Попов

Заказать бумажную версию



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас: ( Регистрация )
 (голосов: 0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


| Google карта сайта
Бесплатная электронная библиотека