Библиотека Современника > Литературное кафе > Незнакомый Ленин

Незнакомый Ленин


18 октября 2007. Разместил: Ваш Современник
Всякий раз, когда появляются на свет Божий новые документы, еще недавно запрятанные в секретных архивах, набившая нам когда-то оскомину история ВКП(б), КПСС, советского государства развивается в подробностях и ракурсах настолько жутких, что фантазии всяких Гофманов оказываются просто детскими страшилками.

Некоторое время назад в Америке под редакцией историка Ричарда Пайпса был опубликован том, который составили 3714 документов из приоткрытых росиийских хранилищ, под общим названием "Незнакомый Ленин". Среди писем, записок, заметок "на память" и прочих бумажек есть и черновой набросок руководящих тезисов Центрального Комитета по политике на Украине, написанных рукой вождя и датированных концом 1919г. Читаем (обратный перевод с англ.): "Обрабатывать евреев и горожан Украины надо с железным прутом в руках: отправлять их на фронт, не допускать, чтобы они занимали должности в государственных учреждениях (кроме незначительного процента, в особо исключительных случаях и под классовым контролем)". На полях Лениным приписано: "Выразите эту мысль повежливее: употребите выражение: еврейская мелкая буржуазия". Как говорится, пустячок, а приятно. И поучительно - на десятилетия вперед.

В основе книги "Золото партии" Игоря Бунича тоже лежат "всплывшие" архивные материалы. Автор впервые представил Октябрьский переворот, узурпацию власти Лениным и его подручными, а также последовавшую за этим 70-летнюю тоталитарную диктатуру партии с точки зрения денег, золота - презренного металла и шуршащих бумажек конвертируемой валюты.

По определению Бунича, в России в октябре 17-го г., воспользовавшись демократическим хаосом после свержения монархии, "власть захватила международная террористическая организация, финансируемая Германией во имя собственного спасения. И то, что это удалось, явилось для мира полной неожиданностью, не меньшей, впрочем, чем для самих участников переворота - кучки разноплеменных авантюристов, собравшихся вокруг своего полубезумного лидера."

Держа наготове заграничные паспорта, они пустились в разграбление всего и вся, превращая награбленное - реквизированное, национализированное, экспроприированное - в золото и валюту, переправляя ухваченные ценности за границу на свои тайные счета в европейских и американских банках.

Позднее Николай Бухарин - "самый наивный" (как называет его Бунич) из ленинской шайки - напишет с восторгом в частном письме: "Кто как не Ленин, обокрав сначала эсеров, а потом и меньшевиков, стукнул им всем по голове, взял в руки дубинку и даже с нами разговаривал лишь после того, как сам все решит... Деникин под Тулой, мы укладывали чемоданы, в карманах уже лежали фальшивые паспорта и - "пети-мети", причем я - большой любитель птиц - собирался в Аргентину ловить попугаев". Действительно, радетель за счастье народное!

Большевики никогда не скрывали криминально-воровской сущности своего переворота. "Грабь награбленное!" - клич, столь дорогой душе российской черни, решившей, что пришел час попользоваться чужим добром. Но произошла ошибочка. Большевики и не предполагали делиться добычей с кем бы то ни было. Мародеры и все иные, орудовавшие сами по себе и для себя, расстреливались на месте, согласно требованию Ильича. Грабить награбленное дозволялось лишь тем, кто "с нами" и "для нас". В этих случаях вождь смотрел сквозь пальцы, если золотишко там, или деньжата, или какие ценности, оседая в зарубежных банках, прилипали к рукам "бескорыстных" большевистских вождей. Однако зарываться, по мнению вождя, все же не надо было. Кое-кто из тех, кто терял чувство меры, понес наказание.

Еще десять лет назад Григорий Нилов в своей книге "Грамматика ленинизма", анализируя убийство Володарского и Урицкого в Петрограде летом 1918г., пришел к мысли, что обе акции проведены ЧК с санкции (или подачи?) Ленина, ибо в каждом преступлении надо искать, кому оно выгодно. Для большевиков эти убийства оказались даже очень кстати, предоставив повод подтянуть массовый террор на новый виток.

Но почему же все-таки выбрали на заклание этих двух вроде бы "ценных" товарищей? Бунич объясняет это тем, что за границей Парвус и приданные ему Лениным и Дзержинским в помощники "люди безупречной репутации" - Менжинский, Иоффе, Ганецкий, Красин и кое-кто еще, - ведя учет (а социализм это учет, не так ли?) переправленному из России награбленному добру, обнаружили недостачу в 78 млн.(!) золотых рублей. Началось расследование и виновных быстро нашли, ими оказались Володарский, Урицкий и бывший князь, а "ныне трудящийся" в Кронштадсткой ЧК Андроников. Расправа не заставила себя ждать. Володарского прикончили на пустыной Петрограгдской улице в июне 1918 г., Урицкого ликвидировали в здании Петроградской ЧК 30 августа. Андроникова несколько позднее расстреляли, обвинив его почему то в шпионаже.

Очень впечатляюще описал Бунич пиршество, устроенное 1 марта 1919 г. в честь делегатов международного съезда левых партий, объявившего себя I Конрессом Коминтерна. "В обескровленной, разграбленной стране свирепствовал голод, начиналось людоедство, шли массовые убийства без суда и следствия, свирепствовали эпидемии сыпного и брюшного тифа, заживо гнили заложники, черными громадами стояли мертвые дома без отопления и электричества, а здесь (на пиршестве) подавались блюда с черной и красной икрой, осетры, молочный поросята. Словом, знай знаших! Здесь уже в полную силу работало знаменитое "зазеркалье" - маленькое государство "номенклатурия" с построенным коммунизмом, засекреченное и охраняемое более тщательно, чем все государственные и военные тайны вместе взятые". В довершение гостей сводили в Гохран, созданный Лениным еще в 1917 г. и ставшим ценральным складом награбленых ценностей. "Раздираемые завистью и восхищением, авантюристы всего мира" своими глазами увидели, какое роскошное существование их ожидает, если они добьются победы ленинской революции в своих странах. Как раз в это время обманутые демагогией, измученные голодом рабочие, сделали робкие попытки обратить внимание на свое бедственное положение - попытались провести мирные забастовки. Товарищ Ленин потребовал "подавлять их с беспощадной жестокостью, зачинщиков арестовывать и расстреливать".

На следующий год в июле сначала в Петрограде, а потом в Москве открылся II Конгресс Коминтерна. На этот раз речь пошла о вещах серьезных. Была принята резолюция, гласившая: "Только насильственое свержение буржуазии, конфискация собственности, разрушение всего буржуазного государства... могут обеспечить торжество пролетарской революции". Но где взять деньги на столь прекрасное дело? Конечно же, у московских товарищей, которые, по словам Ленина, посчитали это "долгом чести для себя". И поплыл наворованные богатства во все страны мира на поддержку местных коммунистов и их подрывной деятельности в собственных странах. Деньги на это - многие миллионы долларов, франков, марок - всегда были под рукой. По-прежнему мощным потоком текли капиталы на секретные счета в иностранные банки. Бунич цитирует "Нью-Йорк Таймс", которая летом 1921 г. писала: "Целью "рабочих" лидеров большевистской России, видимо, является хранить свои богатства в банках Европы и Америки. Только за минувший год, как нам стало известно, на счета большевистких лидеров поступило: от Троцкого 11 млн. долл. - в один только банк США и 90 млн. швейцарских франков - в Швейцарский банк; от Зиновьева 80 млн. швейцарских франков - в Швейцарский банк; от Дзержинского 80 млн. швейцарских франков - туда же; от Ленина 75 млн. швейцарских франков - туда же."

А вот "отстегнуть" на борьбу с голодом, охватившим страну, не могли. "У нас нет денег!" - лаконично и твердо отвечал самый человечный из всех прошедших по земле людей. Первой откликнулась Америка, начавшая посылать продовольственные посылки АРА. Наполовину они разворовывались стоявшими у социалистического кормила, но даже то, что оставалось, оказало населению несчастной страны существенную помощь. Не выдержала и Православная церковь, которая после первых большевистких налетов вела себя тихо и незаметно. Патриарх Тихон направил Ленину письмо с предложением передать часть церковных ценностей на покупку продовольствия для голодающих. Однако вождь расценил это обращение патриарха как вызов бездействующему рабоче-крестьянскому правительству и ответил на него декретом "Об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих". К этому добавляется личное указание: "Изъятие ценностей должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь, в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше." Расстреляно было 40 тыс. священников, дьяконов, монахов, а также 100 тыс. простых верующих. Чистая прибыль от этой акции составила по меньшей мере 2,5 млрд. золотых рублей, из которых ни один рубль не был потрачен на борьбу с голодом.

В небольшой книге И.Бунича 70-летняя история Коммунистической партии и Советского Союза предстает как какой-то виртуальный захватывающий дух триллер, где идет бешеная борьба за власть и тайная война с властью за свои привилегии, где постоянные репрессии переплетаются с заказными убийствами и мародерством, где безоглядный грабеж и невиданная коррупция прикрываются беззастенчивой демагогией. И за всем этим, как еле различимый фон позади фантастических декораций, - равнодушный, нищий, одураченный народ, 70 лет считавший, что он самый счастливый на земле.

Людмила Кафанова